Итак, Клара (Мария Миронова) супер-пупер богачка-красотка с мехами-деньгами-свитой, сорвав стоп-кран, не вовремя появляется в родном сером нудном спивающемся городе.
Встреча дорогой горожанки происходит скомкано, но выдержать настрой «минимум музыки, максимум пафоса»(с) удается даже в условиях нищеты и спешки.
Ну и главное, мы видим Альфреда Илла (Андрей Соколов) – не выделяющийся из толпы усатый типчик. Но вот поди ж ты – именно он увлечение молодости Клары, а потому именно он теперь надежда и опора гюлленцев; Напомнить-всколыхнуть-раскрутить на деньги, что может быть проще для будущего бургомистра. И Альфред почти уверен в своем успехе.
Укатив вдвоем на велосипеде, Илл и Клара шатаются по ээээ…местам боевой славы. Пока они босиком шастали по ручью, Рыбка умудрилась заметить, что Соколов недавно где-то загорал… (ягудинки неисправимы…они везде будут искать рельефы… ) Среди потока воспоминаний Илл выдает, что собственно после отъезда Клары ничего стоящего в жизни не было. И все идет к «а может быть нам снова…»(с) Правда, мне показалось, что больше в это «а может быть» играет Миронова.
Шумный и почти такой же бестолковый, как встреча на вокзале, банкет запоминается тремя вещами. Танго Клары и Илла.
Я очень пристрастна, но какой же там должен быть Лазарев…
Танцы Клары на столе. Вот здесь кстати, да и вообще на банкете, особо интересно было бы посмотреть, как Клару играет Железняк.
Ну и третье – финал-апофеоз банкета, он же завякзка главной линии. Клара предлагает городу миллиард, если кто-нибудь убьёт Альфреда Илла... Ведь этот человек предал ее в юности, отказался от своего ребенка, бросил ее беременную, чтобы жениться на обеспеченной… В результате Клара была изгнана из города и вынуждена была зарабатывать на панели. Как говорится, ничто не предвещало, а потому немая сцена, все в шоке. Правда, придя в сознание, город отвечает в едином порыве «Нет» на предложение Клары, но она готова подождать.
И вот все, что происходит дальше, для меня как-то провисает что ли. Отсутствует зловещая атмосфера, когда КАЖДЫЙ ждет, чтобы другой убил уже наконец-то Альфреда. Нарядить всех в кредитное-предательское-желтое и пару раз прогнать слепых с венком еще не значит создать атмосферу.
Нет вообще сложной проблемы – как оправдать убийство; что делать с моралью; если быть при этом как все, то все вроде как комильфо… Вся ответственность за создание этого момента ложится на Илла. Он боится-недоумевает-дрожит-трясется и наконец приходит к пониманию, что жизнь не удалась, и вообще закончена, а остальные гюлленцы просто ждут. Какой интерес покупать такой город, и где конфликт? В итоге даже от священника, получившего новый колокол для церкви, Илл может добиться только
Именно в этот момент электронные часы на вокзале начинают показывать реальное московское время. (пусть так, но приветов современности и так хватает, чтобы были еще такие прямые и явные) Единственный, кто все-таки обозначает этот конфликт горожан – учитель (Капитонов (хотела бы посмотреть, каков Агапов)). Он до конца так и не надевает ничего желтого, не берет кредит и даже пытается взывать к совести горожан (собственно, своих бывших учеников) Побившись головой об стену, учитель в итоге напивается и устало говорит Иллу «Я хотел вам помочь». Тут все эти метания достаточно просто-понятно поставлены, но прекрасно сыграны Капитоновым. Однако же, Илл в помощи уже не нуждается. Он смиряется, перестает бояться и обретает достоинство. Правда, мне казалось, Соколов играет больше усталость от страха и пофигизм, чем смирение и достоинство. Но тут все сложно и близко (ну, и опять-таки я пристрастна… эпиграфом к этому всему вообще должен быть анекдот про «не знаю, что ты там себе выбрал, но она мне уже не нравится»)
Одна из лучших сцен – бургомистр(Сирин) заявляется к Иллу с бутылкой и пистолетом. И как будто растерянной речью, как лучше всего Иллу применить этот пистолет. Однако же, Илл не намерен облегчать задачу все еще ждущим своих миллионов гюлленцам. При всей любви к Сирину, эта сцена единственная, где он мне понравился, был в точности таким, как нужно. Тогда как за весь спектакль запомнился только бесконечным бестолковым подтягиванием штанов.
Финальная сцена объяснения Илла с Кларой мне не нравится. Так же как и сцена в соборе, когда священник и учитель сразу после венчания пытаются убедить Клару купить не убийство Илла и души граждан, а землю и заводы... Как и многое другое. Вот, например, Коби и Лоби - лжесвидетели, в свое время показавшие за бутылку водки, что именно они спали с Кларой… Да, такие герои есть в спектакле. Да, слепые. Но опять-таки неоправданно их присутствие, совершенно не читается, что их нынешнее состояние – результат мести Клары. Что они к тому же кастрированные вообще не звучит…
При этом, несмотря на смещение всех акцентов в сторону любовь-морковь среди всей канители фраза «барс, жаль я его любила…» становится совсем уж проходной, а вся свита Клары совершенно неуместной. Да и в итоге, на мой вкус, самый финал не удался. Во-первых, голосование всех горожан. Ясно, что учитель последним голосует за предложение бургомистра, сдавшись даже позже пастора, когда все уже подняли руки. Но как-то сразу очевидно, что и он проголосует, и именно последним. Возможно, дело в том, что Капитонова в этот момент я видела со спины, а его мимика многое бы искупила. Не знаю сама на самом деле, чего хочу, да… Я вся такая противоречивая…(с) Так вот. В итоге все мужеское население в черном сжимает кольцо вокруг Илла и…гаснет свет.
И уж в самой-пресамой финальной сцене главные герои сидят, прижавшись друг к другу. Догадайся, мол, сама, то ли мертв Илл, то ли нет. Но… Какой бы исход ни принять, страшный суд(?)-казнь(?)-возмездие(?) не удались. Ну, я так думаю.
Возможно, я придираюсь. Да и вообще это, наверное, случай из серии «знания отягощают». Ведь если не знать сюжет вообще, то все отлично могло бы пойти в восприятии. По линии «любовь побеждает смерть» и всякое прочее… Хотя вот "Затмение" же того же кстати Морфова смотрю с огромным интересом, не придираясь, не кивая ни на фильм Формана, ни на сам роман. Не знаю, здесь не выходит. Я не могу сказать, что спектакль плохой. Или слабый. Или неинтересный. Он просто не мой. И, пожалуй что, не ленкомовский. Но это конечно отдельная большая тема, не очень приятная. Про смену поколений, Марка Антольевича и Бог знает, что еще…. Возможно, возможно, поменяю мнение, посмотрев на СанСаныча в роли Илла.
Хотя, на сегодня повторюсь, проблема не в Соколове, не могу про него сказать ни одного плохого слова.
фото по большей части с lenta.ru